01.04.2022
Марафон "Зажги синим"

2 апреля -Всемирный день распространения информации об аутизме

1 апреля 2022 года наше государственное учреждение образования приняло участие в марафоне "Зажги синим".

Несмотря на особенности общения, аутичный ребенок должен бывать в коллективе. Если воспитатели детского сада не могут работать с вашим малышом, найдите спецпедагога, который научит ребенка взаимодействовать со взрослыми и детьми в коллективе. Оптимальная подготовка к школе – это малокомплектная интегрированная группа в коррекционном центре. Первое время, пока малыш не привыкнет, родители могут присутствовать на занятиях.

Важно помнить, что в сложных случаях коррекционно-развивающие занятия должны быть достаточно интенсивны и продолжительны. В выборе конкретных методов и определения нагрузки вашему малышу поможет семейный педиатр или психолог.

Что делать родителям – общие рекомендации

Ранний детский аутизм – медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог. Обязательно пройдите с ребенком всестороннее обследование, а затем вместе с врачами и детским психологом разработайте индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. Главное – проявлять терпение, доброту и всегда твердо верить в успех.

  • Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения.
  • Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.
  • Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность.
  • Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания.
  • Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово.
  • Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют».
  • При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты.
  • Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям.

Аутичные дети - «Дети дождя»

За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала - борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка - маленькие, но такие важные победы.

Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка.

Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

 

 

 

 

ФИЛЬМЫ О ТОЛЕРАНТНОСТИ И ДОБРОТЕ

  • Телевизионный цикл «Каждый имеет право быть разным» создан по инициативе Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь в сотрудничестве с Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и телестудией «Новый город».   Цикл из 21 фильма направлен на формирование позитивного отношения общества к детям с особенностями психофизического развития и их семьям, освещает вопросы их социальной интеграции, обеспечения равных возможностей, создания необходимой безбарьерной среды. Одна из задач цикла – изменить отношение общества к людям с особыми потребностями. Герои фильмов – дети с различными особенностями психофизического развития, а также их семьи, которые окружают детей любовью, заботой и вниманием.
  • «Маленькая кастрюлька Анатоля».  Французский мультфильм, который при помощи метафоры – кастрюльки – поможет детям понять, кто такие дети с особыми образовательными потребностями и почему быть особенным – нормально.

  • «Вне зрения». Мультфильм показывает, что чувствуют слепые люди. В нём намеренно усилен звук, чтобы показать, что слепые люди слышат намного четче, чем зрячие. Дети узнают о помощниках особенных людей – волшебной палочке и собаке-поводыре.  
  • «Скарлетт». В мультфильме рассказывается о Скарлетт, у которой саркома Юинга (рак костей). Врачам пришлось ампутировать голень, и теперь девочка вынуждена носить протез. Из-за этого она чувствует себя ненужной и одинокой, а еще она не может танцевать. Однажды мама снова надевает на Скарлетт бальное платье, и девочка преображается. Она становится той самой веселой девчонкой, с которой интересно дружить и играть.   
  • «Про Диму».Мультфильм создан на основе одноименной книги Натальи Ремиш, автора проекта «Детям о важном2. Он рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика Димы. Он плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы ее мамы становятся началом настоящей дружбы. Девочке предстоит понять, что играм и симпатии диагнозы не помеха, и можно делить радость общения с теми, кто от тебя отличается.        
  • «Тамара». Это история о глухонемой девочке по имени Тамара, которая любит танцевать и мечтает стать балериной. Несмотря на глухоту, у нее прекрасная пластика и чувство ритма. Ее очень поддерживает мама, и, возможно, однажды мечта девочки осуществится. Просмотрев короткометражку, вам будет проще объяснить детям, насколько особенным людям важна ваша поддержка.
  • «Цветик-семицветик» (1948 г.) и «Последний лепесток» (1977 г.).
  • «Подарок» 2015, Германия. Трогательная история о дружбе, объединенной общей болью. За 4 минуты вы измените отношение не только к своей жизни, но и научитесь понимать чужую, особенную. Короткометражка The Present собрала около 50 наград и была показана на более чем 180 фестивалях, после чего ее создатель, немецкий мультипликатор Якоб Фрей, выложил мультфильм в открытый доступ.
  • «Аккуратная история» 2014, Россия Российский фонд «Дети БЭЛА» ко Дню редких заболеваний выпустил короткометражку о мальчике Никите, который готовится идти в школу, но из-за своей хрупкой кожи сталкивается с целым рядом проблем.
  • «Струны» 2014, Испания. Красивая история о равенстве, солидарности, дружбе и детской мудрости, которой стоит поучиться даже взрослым. Мультфильм «Cuerdas» был удостоен премии Гойя за лучший короткометражный анимационный фильм. Ее создатель, Педро Солис, хотел обратить внимание на важность инклюзивного образования.
  • «Забери меня домой». Это история о щенке из питомника, который очень хотел обрести дом. Девочка не знает какую собаку забрать и наш герой находит разные ухищрения, чтобы завоевать её внимание.
  • «Лили и снеговик». Мультфильм о том, что нужно всегда находить время для своих друзей и близких.
  • Документальный фильм «Новый дом для хрустального мальчика».  2008 г. Фильм о судьбе подростка из дома-интерната для детей с физическими недостатками. 
  • Художественный фильм «Щенок. Как мальчик Алеша обнаружил в себе душу». «Наше новое детское кино» (по заказу детского семейного образовательного центра). История о настоящей дружбе, умении прощать и жертвовать.
  • Художественный фильм «Полианна». Великобритания, 2003. Фильм по роману Элинор Портер «Поллианна». После смерти родителей девочку забрала к себе тетя Полли, известная своим суровым характером. Из атмосферы родительской любви Поллианна переместилась в мир строгих правил и запретов. Но девочка не сдавалась. Отец научил девочку простой и забавной игре – уметь радоваться жизни при любых обстоятельствах…
  • Художественный фильм «Альпийская сказка, Хайди». 2011 г. Германия, Швейцария. После смерти родителей Хайди воспитывала тетушка. Когда девочки исполнилось 8 лет, ее привезли в горы к дедушке, который поначалу не принял ее….
  • Художественный фильм «Хатико: самый верный друг». 2008 г. Великобритания, США. Фильм основан на реальных событиях. История Хатико, японского пса породы акито-ину, который в течение 9 лет каждый день в одно и то же время приходил на вокзал встречать умершего хозяина…..
  • Серия мультипликационных фильмов «Кудрявый ежик». 1999 г. История о кудрявом ежике, родившимся в семье нормальных колючих ежей: «Ежик должен быть колючим!», «Муравьиный ежик», «На черный день». 
  • Анимационный ролик «Барашек». Кинокомпания PIXAR, 2003 г. Веселый, позитивный, вдохновляющий, имеющий глубокий смысл.
  • Мультфильм «Переменная облачность» (Partly Cloudy). Кинокомпания PIXAR, 2009 г. Эта история рассказывает о взаимоотношениях аистов и облаков. Аисты приносят детей, а делают их облака. Все делают милых и пушистых детей, но есть одно облако, которое отличается от остальных облаков. Оно делает опасных зверей таких как: крокодил, баран, угорь, еж. Но даже у этого облака есть верный аист- помощник...
  • Мультфильм «Песочник» (Piper). Кинокомпания PIXAR, 2016. Маленькому птенцу предстоит преодолеть свои страхи, чтобы научиться добывать еду и увидеть красоту окружающего мира. Вдохновение на создание мультфильма пришло в Мьюир Бич, где художник-мультипликатор Алан Барилларо пробегая по пляжу, заметил птичек, тысячами спасавшихся от воды, но возвращавшихся за едой, когда уходят волны.

ФИЛЬМЫ О ЛЮДЯХ С АУТИЗМОМ

  • «Особенные» — французский драматический фильм 2019 года режиссёров Оливье Накаш и Эрика Толедано. Организация помощи особенным людям, от которых отказываются медучереждения в силу некомпетентности и отсутствия финансирования государством. Рассказывает о героях сегодняшнего дня, которые не стремятся к наградам, а всего навсего счастливы от того, что они посвятили себя помощи другим
  • «Океан небес» (также «Небеса океана») — драма режиссёра Сюэ Сяолу

По данным американских центров по борьбе с заболеваниями один человек из 110 рождается с диагнозом аутизм. То есть в Китае проживает свыше 4 миллионов людей, страдающих аутизмом. Дафу (Вэнь Чжан кит. упр. 文章, пиньинь WénZhāng) — один из них: он рассеян, повторяет чужие слова, плавает с удивительной лёгкостью, поддерживает в своём доме абсолютный порядок и, возможно, не полностью осознаёт, что его мать умерла несколько лет назад. Работающий в аквариуме Сэм Вонг (Джет Ли) заботится о своём 21-летнем сыне. Благодаря великодушным соседям и их помощи эти двое счастливо живут вместе. Тем не менее, отец прекрасно понимает, что в конце концов ему придётся уйти из мира, оставив сына в одиночестве, и этот день настанет раньше, чем все готовы в это поверить.

Этот фильм — ода отцу, который полон решимости найти жильё для своего сына, пока ещё не слишком поздно. В ходе этого процесса мальчик достигает той степени независимости, которая необходима обоим, чтобы двигаться дальше.