Педагогический проект "Формирование преставлений о творческих профессиях у детей дошкольного возраста в условиях социального партнёрства"

Общие сведения

Государственное учреждение образования «Детский сад №7 г. Слуцка»

Педагогический проект «Формирование представлений о творческих профессиях у детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства»

Сроки реализации: 2021–2024 г.

Руководитель учреждения образования: Гарчанина Оксана Александровна, заведующий ГУО "Детский сад №7 г.Слуцка"

Руководитель педагогического проекта: Жуковская Елена Степановна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО "Детский сад № 7 г.Слуцка "

Участники педагогического проекта:

1. Гарчанина Оксана Александровна, заведующий учреждением;

2. Жуковская Елена Степановна, заместитель заведующего по основной деятельности;

3. Тимохова Анна Александровна, воспитатель дошкольного образования;

4. Горбунова Марина Викторовна, воспитатель дошкольного образования;

5. Пилипенок Жанна Анатольевна, музыкальный руководитель,

6. Вислаус Анна Александровна, педагог-психолог;

7.Воспитанники второй младшей группы «Крепыши»;

8. Законные представители воспитанников;

9. Специалисты учреждений дополнительного образования.

 

Актуальность педагогического проекта

В современном обществе актуальной является проблема профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно уже в дошкольном возрасте. В рамках преемственности по профессиональной ориентации учреждение дошкольного образования является первоначальным звеном в непрерывной системе образования.

Современный мир профессий многообразен. На разных этапах развития общества одни профессии утрачивают свою актуальность, появляются новые. Всё это, несомненно, находит отражение в детской игре. Если раньше популярными среди дошкольников были профессии учителя, врача, милиционера, то сегодня дети мечтают стать артистами, стилистами, дизайнерами, актерами, режиссерами. При этом, по наблюдениям педагогов, многие дети имеют слабое представление о данных профессиях.

Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Ознакомление с современными творческими профессиями в условиях социального партнерства поспособствует развитию представлений об их значимости, важности, обеспечит дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Чем глубже будет сформировано представление о профессиях, тем меньше будет разочарований в будущем.

Основная идея педагогического проекта и способ ее реализации

Профессиональное самоопределение подрастающего поколения предполагает постепенность и непрерывность и должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда идет активное личностное развитие ребенка.

   Специфика профориентационной работы в дошкольном возрасте зависит от возрастных особенностей детей и представляет собой формирование эмоционального отношения, интереса и уважения к различным профессиям. 

Идея проекта направлена на развитие интереса у воспитанников к профессиям в сфере искусства, поддержку стремления к творческому самовыражению и самореализации воспитанников в условиях творческой деятельности. Представление себя в роли взрослого, создающего своим трудом многообразные ценности. Благодаря данному проекту расшириться возможность для более углубленного формирования и развития у детей дошкольного возраста когнитивных способностей: расширение и активизация словаря, развитие монологической и диалогической речи(речь-рассуждение; речь-доказательство; речь-диалог), элементов логического мышления, коммуникативных навыков, воображения, творческого мышления и т.д.

Организация образовательного процесса в рамках педагогического проекта предполагает активное включении в него законных представителей воспитанников, представителей людей различных творческих профессий, осуществление взаимодействия со специалистами учреждений дополнительного образования.

Цель проекта:

Формирование представлений о многообразии творческих профессий у детей дошкольного возраста

Задачи проекта:

  1. Проанализировать литературу по вопросам сопровождения раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, изучить эффективный опыт учреждений дошкольного образования по данной теме.
  2. Выявить уровень мотивации, готовности к проектной деятельности, профессиональный уровень участников проекта и организовать работу по устранению затруднений.
  3. Обеспечить условия для обеспечения работы по формированию представлений о творческих профессиях взрослых у детей дошкольного возраста, посредством социального партнерства.
  4. Создать образовательную среду для формирования представлений о творческих профессиях взрослых у детей дошкольного возраста.
  5. Определить стратегию и план внедрения педагогического проекта в деятельность учреждения.
  6. Организовать деятельность участников педагогического проекта по разработке и применению проектных продуктов в образовательном процессе.

Теоретическое обоснование педагогического проекта

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Выбирают дети из известных им профессий. Выбор профессии обосновывается знаниями о них. А знания детей о профессиях обычно очень бедны. Ребенок, начиная с дошкольного возраста, а позднее и в школе знакомится с традиционными профессиями, ему малоизвестны профессии творческого направления. В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Причина этому – скудные знания о разнообразии современных творческих профессиях. Возможно, у ребенка есть предрасположенность именно к творческой работе, но в связи с тем, что он не имеет знаний о возможностях их применения, выбирает профессию, с которой его ранее познакомили. Ребенок получает соответствующее образование, но работать по этой специальности ему совсем не хочется, он снова начинает искать себя в мире профессий. Поэтому, основное направление в работе с детьми ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя и т.д., то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных творческих профессиях. Актуальность данной деятельности очевидна.

Правильно построенная ранняя профориентация работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих детей, подростков от необдуманных шагов. Таким образом, ранняя профориентационная работа с детьми дошкольного возраста – это вклад в решение острых социальных проблем. Это послужило основой для создания данного педагогического проекта.

Коллаж "Творческие профессии"
Консультация "Творческие профессии"
Дидактические игры
Сотрудничество со Слуцкой детской музыкальной школой искусств
Мероприятие "Город творческих профессий"
Фотоальбом "Творческий досуг моей семьи"
Творческие профессии
Интервью "Что я знаю о творческих профессиях"
Наши костюмы
Тэатралізаванае прадстаўленне "Муха-пяюха"
XII педагогический марафон. «Знакомим детей с миром современных профессий»
Мероприятие "Всё дело в шляпе"